Как правильно написать расписку о займе денежных средств

Передача денег в долг третьему лицу должна быть подтверждена документом – долговой распиской о получении денежных средств. Чаще такой документ составляют между физическими лицами, но возможно использование расписки и при передаче средств от организации частному лицу.

В законодательстве РФ нет четкого регламента составления расписки, но, чтобы бумага имела юридическую силу, ее нужно составить по правилам.

Из статьи вы узнаете:

Как правильно написать расписку о получении денежных средств

Долговая расписка письменно фиксирует факт передачи денежных средств между физическими лицами или юридически заверяет отношения между юридическим и физическим лицом при передаче средств суммой от 1000 рублей.
Составление бумаги не обязательно, но она помогает обезопасить заимодавца от риска невозврата долга, и гарантирует обязательство выплатить деньги. Если кредитор уверен в заемщике, можно составить обычную расписку. Если покупатель или человек незнаком, лучше заверить документ нотариально, что придаст ему юридическую силу.
Расписку применяют при таких сделках:

  • при оформлении договора купли-продажи товара;
  • при оплате за аренду помещения или иного имущества;
  • при передаче денег в долг третьему лицу.

Часто кредиторы или заимодавцы предпочитают заручиться поддержкой свидетелей, в качестве которых могут выступить незаинтересованные лица. Информация о свидетелях также должна быть указана в расписке: паспортные данные, ФИО, адрес регистрации и проживания.

Советы и правила по написанию

Написать документ лучше от руки. При разногласии сторон, в суде поможет экспертиза почерка.

Текст пишут на листе бумаги в произвольной форме, но нужно указать:

  • Место и дату составления.
  • ФИО получателя и заимодавца, их полные паспортные данные, адрес регистрации и проживания.
  • Сумму долга – цифрами и прописью.
  • Если деньги выданы в валюте отличной от рубля, нужно указать курс на момент совершения сделки и отметить, в какой валюте нужно вернуть наличные.
  • Срок, когда деньги нужно отдать владельцу.
  • Способ возврата денег: наличными в руки или переводом на банковскую карту или расчетный счет. Если выбран перевод, лучше сразу указать реквизиты.
  • Способ возврата долга: единовременным платежом или в рассрочку. Если соглашение заключено в рассрочку, нужно составить график платежей, по которому будут производиться перечисления.
  • Если средства выданы под проценты, нужно указать размер процентной ставки или итоговую сумму к возврату.
  • Если привлекают свидетелей, их подписи должны стоять на документе.

В конце расписки должна стоять подпись получателя денег с расшифровкой ФИО. Подпись должна соответствовать той, которая указана в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность.

Бумагу составляют в одном экземпляре, который передают на руки кредитору.

Когда деньги будут возвращены, этот факт тоже нужно правильно задокументировать:

  1. Под подписью заемщика отметить, что средства возвращены в полном объеме.
  2. Бумагу отдают должнику.


Юридическая сила документа

Расписка имеет юридическую силу, если на ней стоят подписи обеих сторон. Если заемщик не желает возвращать долг, заимодавец может обратиться в суд с иском о возврате.

Заверять бумагу у нотариуса или нет, решают стороны сделки, но есть случаи, предусмотренные законом, когда заверение расписки нотариусом обязательно.

Если обратиться к статье 163 ГК РФ, можно понять, что просто расписку нотариус не заверяет. Он может только удостоверить договор займа и соглашение между сторонами, как составляющую часть займового договора. То есть, если заимодавец и заемщик решат прийти к нотариусу только с одной бумагой, в заверении будет отказано.

В этой ситуации необходимо поступить так:

  • Если средства еще не переданы, можно составить договор о займе в простой письменной форме, приложив к нему расписку. Такие документы могут быть заверены.
  • Когда деньги уже отданы, составление договора займа не имеет смысла. Но расписка в письменной форме в любом случае имеет юридическую силу и с ней можно обратиться в суд, независимо от того, заверена ли она у нотариуса.

Другие виды расписок

Кроме расписки в получении денег, есть другие случаи, когда нужно составление юридической бумаги.

После ДТП

При ДТП у виновника аварии часто не бывает полиса ОСАГО, и он будет должен выплатить ущерб пострадавшей стороне за свой счет. Чтобы подстраховать себя от невыплаты ущерба, водители могут составить расписку при ДТП, об отсутствии претензий. Если такого документа нет, то взыскать задолженность с виновника аварии будет сложно.

На бумаге указывают:

  • Название расписки.
  • Дата оформления.
  • Произвольный текст самой расписки, с указанием персональных данных.
  • Указан факт того, что претензии отсутствуют.
  • Подпись и данные человека, составившего документ.
  • Подписи свидетелей, если они привлечены.


К договору купли продажи квартиры или дома

Данный документ необходим покупателю за покупку квартиры, чтобы обезопасить себя от возможных денежных требований со стороны продавца. Бумага может понадобиться при реализации недвижимости, ее прикладывают к налоговой декларации.

В расписке должна быть такая информация:

  • Название документа.
  • Дата и место составления.
  • Персональные сведения о покупателе и продавце недвижимости (фио, паспорт, адрес проживания и регистрации).
  • Факт того, что деньги за продажу квартиры получены и претензий нет.

На алименты на ребенка

Такую расписку применяют, когда стороны согласились в выплате алиментов в добровольном порядке, а не через суд. Расписка должна быть составлена в письменной форме или напечатана на компьютере.

В тексте должна быть отражена такая информация:

  • ФИО плательщика, его паспортные данные, адрес регистрации и проживания.
  • Сведения о получателе алиментов.
  • Основание для передачи денег: в качестве алиментов, в качестве погашения задолженности по алиментам или другое.
  • Сведения о ребенке.
  • Величина выплаты цифрами и прописью.
  • Период, за который выдаются деньги.
  • Дата и место составления бумаги.
  • Подписи сторон.

В получении трудовой книжки при увольнении

За то время, пока работник числится в штате компании, ответственность за сохранность трудовой книжки несет работодатель. Подтверждение о получении трудовой книжки на руки составляет работник компании, которому она принадлежит. Если при увольнении работник не может забрать лично книжку, это может сделать его представитель, при условии, что у него будет на руках доверенность от владельца документа.

В тексте расписки должна быть отражена такая информация:

  • Название организации или работодателя.
  • Место и дата составления бумаги.
  • ФИО и паспортные данные того, кто получает трудовую книжку. Если выдача происходит по доверенности, этот факт необходимо указать.
  • Номер трудовой книжки и цель передачи документа.
  • Подписи сторон.

За аренду квартиры

Составление такого вида расписки нужно для подтверждения факта того, что деньги в счет оплаты аренды были переданы владельцу жилья. Если вдруг собственник решит выселить квартирантов по причине неоплаты аренды, то доказать факт оплаты без расписки будет сложно.

В бумаге должно быть отражено:

  • ФИО и паспорт получателя денег.
  • Сведения о том, кто платит.
  • Полученная сумма цифрами и прописью.
  • Цель и обстоятельна получения денег.
  • Подпись арендодателя.

При покупке автомобиля

Если автомобиль куплен у непосредственного владельца по договору купли-продажи, то в составлении расписки нет необходимости. Но есть ситуации, когда составление такого документа желательно:

  • при покупке автомобиля с рассрочкой платежа;
  • если сделку оформляет третья сторона, а не сам владелец авто;
  • когда машина еще не снята с учета;
  • владелец авто может в договоре купли-продажи попросить указать меньшую сумму, чтобы платить меньше налогов с продажи машины;
  • если в качестве документа, удостоверяющего право собственности на авто покупатель получает только доверенность.

На бумаге необходимо изложить следующее:

  • ФИО продавца машины, паспорт, адрес регистрации и проживания.
  • Факт продажи авто, VIN номер.
  • Полученная сумма и факто того, что претензий нет.
  • Подписи сторон сделки.

Расписка не обязательна для составления, но рекомендована. С ее помощью можно избежать многих финансовых проблем, и обезопасить себя от мошенников.

Задумайтесь:

Если новая модель не удалась, позаботься о рекламе изделия. БЛОХ А.
 

Комментарии Вконтакте


Оставить комментарий

(*) Обязательно, Ваш электронный адрес не будет опубликован